Основа для науки: как выстраивается система базовых школ РАН

28 марта 2019
789

В феврале РАН и Министерство просвещения анонсировали большой совместный проект: развитие в регионах «базовых школ РАН». Для участия в нем выбраны 110 школ в 32 регионах страны. В рамках проекта планируется объединение среднего образования и науки для подготовки будущих ученых. Были определены три обязательных условия. Первое — муниципальный уровень подчинения или учредительства школы. Кроме муниципальных, в регионах действуют школы регионального подчинения, например губернаторские лицеи, и федерального — структурные подразделения университетов, частные школы. Мы выбирали только школы муниципального уровня подчинения.

Второе условие — вхождение муниципальных школ в федеральные рейтинги. Наиболее значимые и известные из них — топ-200 и топ-500. Топ-200 включает школы, ученики которых показывают высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. Для включения в топ-500 учитывается большее число показателей, в том числе результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и другие. Все выбранные 110 школ обязательно входят в один из этих рейтингов или сразу в несколько.

Третье условие связано с научно-образовательным потенциалом региона. Мы выбирали регионы, где находятся центры Российской академии наук, известные научные институты, ведущие федеральные университеты, которые готовы обеспечить поддержку базовых школ РАН. Таким образом, мы опирались на объективные показатели.

Во всех субъектах Российской Федерации, где запланировано создание базовых школ РАН, определены региональные координаторы. Это специалисты, готовые обеспечить взаимосвязь научных центров и вузов региона с базовыми школами РАН: обсуждение кандидатур из числа сотрудников научных центров и преподавателей вузов для работы в школах, реализацию совместного плана работы, оценку предлагаемых программ учебных курсов и модулей. Региональные координаторы выступают посредниками между научно-образовательными центрами регионов и школами, а общую поддержку проекту обеспечат РАН и Министерство просвещения. В ближайшее время РАН планирует создать комиссию по научно-организационной поддержке базовых школ. В нее будут включены представители всех заинтересованных сторон, в том числе региональные координаторы. Конструктивные отношения между школами, вузами, научными центрами нашей страны складываются в течение многих десятилетий. Во всех регионах преподаватели вузов и ученые ведут курсы, факультативы, читают открытые лекции, приглашают старшеклассников в лаборатории. Нам бы хотелось, чтобы в проекте участвовали специалисты, имеющие такой позитивный опыт. Одновременно предполагается приглашение новых специалистов, но с обязательным согласованием их кандидатур с базовыми школами РАН, с региональными координаторами и учреждениями, в которых они работают.

Проект по созданию базовых школ РАН включает в себя три направления: повышение качества образования детей за счет расширения его содержания, нацеленности на формирование исследовательских умений, а также современных педагогических технологий; переподготовка педагогов; укрепление материально-технической базы. Значит, повышение квалификации учителей — одно из обязательных направлений проекта. Здесь мы планируем опираться на показавшие свою эффективность механизмы повышения квалификации в региональных институтах развития образования и высших учебных заведениях. Вместе с тем имеет смысл, используя научно-образовательный потенциал РАН и других научных центров, включиться в действующую модель, внести изменения в тематику курсов и формы преподавания и привлечь к работе с учителями ведущих специалистов различных областей науки.