В Подмосковье испытали модель фюзеляжа со струйными вихрегенераторами

17 сентября 2020
391

Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел испытания модели фюзеляжа самолета, выполненного в форме снаряда и имеющего в хвостовой части струйные вихрегенераторы. Согласно сообщению института, специалисты исследовали влияние формы и вихрегенераторов на аэродинамическое сопротивление летательного аппарата.

Одним из факторов аэродинамического сопротивления является ламинарное обтекание аэродинамических поверхностей с возникновением медленного пограничного слоя. Если такой слой появляется на верхней поверхности крыла, он снижает его подъемную силу, а на поверхности фюзеляжа он приводит к повышенному расходу топлива на преодоление сопротивления.

Сегодня для нарушения пограничного слоя в авиации используются вихрегенераторы. Они представляют собой небольшие пластины — завихрители потока. Они создают области турбулентного потока, нарушая таким образом ламинарное обтекание и препятствуя появлению пограничного слоя.

В модели, испытанной специалистами ЦАГИ, вихрегенераторы представляют собой небольшие отверстия, через которые под определенными углами под небольшим давлением выдуваются струи воздуха. Испытания модели в аэродинамической трубе Т-102 на скорости воздушного потока 30-50 метров в секунду показали, что вихрегенераторы новой конструкции работают достаточно эффективно. 

По словам младшего научного сотрудника отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Федора Абрамова, эксперименты показали, что струйные вихрегенераторы позволяют эффективно управлять обтеканием фюзеляжа. Если новая технология будет воплощена в серийном производстве, отбирать воздух для вихрегенераторов можно будет из системы кондиционирования салона самолета.

В середине прошлого года исследователи ЦАГИ предложили использовать в конструкции самолетного крыла струйные вихрегенераторы для ослабления явления бафтинга. Предложенная система является пассивной и не требует дополнительных затрат энергии. Конструкция предполагает создание в крыле отверстий, расположенных до и после скачка уплотнения воздушного потока. Эти отверстия служат для перепускания воздуха. Выдувание вихревых потоков за скачком уплотнения позволяет стабилизировать его положение и, благодаря этому, ослабить явление бафтинга.