Як-18Т взлетит с авиадвигателем на базе автомобильного

2 сентября 2021
370

Самолет Як-18Т c авиадвигателем АПД-500, созданным на базе автомобильного, взлетит в конце этого года или в начале следующего. Как сообщил РИА Новости гендиректор Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ) Михаил Гордин, одновременно с этим институт работает над созданием версии АПД-500 для легких самолетов акробатической категории. Этот демонстратор установят на летающую лабораторию Як-52.

ЦИАМ разрабатывает АПД-500 в рамках проекта «Адаптация», который предполагает создание относительно дешевого авиационного мотора для малой авиации. Он представляет собой переделанный автомобильный двигатель машин семейства Aurus. Эти автомобили изначально создавались для президента России, членов правительства и их сопровождения, но позже в семейство вошли и просто представительские машины.

Силовые установки для автомобилей Aurus — бензиновые V4, V8 и V12 и дизельный V6 — разработал «НАМИ» вместе с Porsche Engineering. Самая мощная из них, V12, оснащена четырьмя турбинами. Она может выдавать мощность до 850 лошадиных сил и крутящий момент до 1320 ньютон-метров. Его объем — 6,6 литра.

АПД-500 уже прошел стендовые испытания с установленным воздушным винтом. Они показали, что в целом автомобильная силовая установка может быть успешно адаптирована для авиации. В прошлом году гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин говорил, что разработка полноценного авиадвигателя завершится в течение четырех-пяти лет. 

Первый полет самолета с двигателем АПД-500 пройдет в конце 2021 — начале 2022 года. Осенью его установят на Як-18Т, после чего самолет сначала испытают пробежками и подлетами. Одновременно ЦИАМ создает версию АПД-500 для легких самолетов акробатической категории по проекту «Циркач». Этот образец институт планирует собрать и испытать на наземных стендах к зиме, а в следующем году установить на летающую лабораторию Як-52 и приступить к полетам. Затем ЦИАМ решит, отдавать ли АПД-500 в штучное производство или создавать его серийную версию. Последний вариант потребует дальнейшую опытно-конструкторскую работу, на которую может уйти до двух лет.