Продемонстрирован потенциал колхицина в предотвращении послеоперационной аритмии

4 апреля 2022
322

Российские ученые исследовали эффективность колхицина в профилактике послеоперационных аритмий. Считается, что препарат может помочь избежать этих опасных осложнений, но в то же время он имеет большое количество побочных эффектов, и это заставляет относиться к нему крайне осторожно. Новые данные не показали статистического отличия между группами на плацебо и на колхицине, однако есть тенденция на снижение вероятности послеоперационной аритмии у больных, принимавших лекарство. Ученые продолжают работу и планируют проверить свои выводы на большей выборке. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Journal of Clinical Medicine.

Послеоперационная фибрилляция предсердий — это аритмия, которая часто — до 40% случаев — возникает у пациентов после кардиохирургических вмешательств. Такое осложнение приводит к увеличению риска смерти и более продолжительному сроку восстановления после операции. Чтобы предотвратить его возникновение, зарубежные медики активно изучают возможности использования колхицина — вещества растительного происхождения, которое применяют при подагре для уменьшения отеков и воспаления. Однако результаты исследований эффективности и безопасности этого препарата неоднозначны и, следовательно, требуют дальнейшего изучения.

Сотрудники Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева (Москва) также изучили влияние колхицина на вероятность развития послеоперационной фибрилляции предсердий. Для этого ученые провели рандомизированное клиническое исследование, в котором участвовало более 100 пациентов в возрасте от 40 до 80 лет, готовящихся к операциям на открытом сердце. Участников исследования случайным образом распределили на две группы: лечебную и контрольную. Пациенты первой группы получили один миллиграмм колхицина за сутки до операции, а также на вторые, третьи, четвертые и пятые в послеоперационном периоде. Вторая — контрольная группа — принимала вместо препарата плацебо по той же схеме.

Состояние больных медики оценивали в течение недели после операции, ежедневно проводя электро- и эхокардиографию сердца, а также лабораторные анализы крови. Все проведенные хирургические вмешательства оказались успешными — ученые не зарегистрировали ни одного летального исхода. Однако в обеих группах пациентов наблюдалось появление послеоперационной фибрилляции предсердий. При этом аритмия появилась у 18% больных из лечебной группы и у 29,4% участников контрольной группы. Статистическая обработка данных показала, что это различие нельзя считать значимым. Кроме того, достоверных отличий в анализах крови у пациентов также не наблюдалось. Единственный эффект, который удалось обнаружить у пациентов лечебной группы, — это увеличенная частота возникновения диареи в раннем послеоперационном периоде. Так, расстройство пищеварения возникло у 32% больных, принимавших колхицин, в сравнении с 11,8% пациентов контрольной группы.

«Наше исследование не выявило снижение частоты послеоперационной аритмии при приеме колхицина, однако по некоторым параметрам все-таки обнаружены тенденции к появлению статистических различий. Это подразумевает необходимость продолжить исследование на большей выборке пациентов. Возможно, следует также попробовать изменить схему приема препарата», — рассказывает руководитель проекта по гранту РНФ Владимир Шварц, доктор медицинских наук, доцент кафедры сердечно-сосудистой хирургии с курсом аритмологии и клинической электрофизиологии Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева.