Разработаны новые технологии создания композитов для авиации

16 февраля 2023
191

Принципиально новый технологический способ получения функционально-градиентных материалов (ФГМ) для двигателей самолетов разрабатывают ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) со специалистами Института №2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Московского авиационного института (МАИ). С помощью современных методов диффузионного спекания ученые получили прочный композит из пяти различных металлов. Исследования выполняются по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ и опубликованы в международном журнале Coatings.

Проректор по научной работе ДВФУ Александр Самардак сообщил, что разрабатываемый технологический подход повысит эффективность в создании композитов и покрытий с градиентными функциональными свойствами. Он отметил, что на основе подобных ФГМ производятся различные изделия ответственного назначения, детали и конструкции для широкого спектра устройств, оборудования и техники, которые эксплуатируются в экстремальных условиях механического, теплового, радиационного и другого воздействия. Например, промышленное двигателестроение, которое требует максимально высокого качества всех деталей и конструкций.

Ученые предложили повысить эффективность технологии диффузионного спекания различных металлов за счет использования в качестве источника генерации тепла, для разогрева многослойного композита, импульсный электрический ток (технология искрового плазменного спекания), взамен индукционного разогрева.

В результате ученые сформировали прочное соединение между пятью слоями различных металлов, сохранив при этом целостность всего объема изделия. Кроме этого, они снизили общую температуру процесса и значительно сократили время цикла изготовления ФГМ композита. Качество характеристик и эксплуатационных свойств изделия ученые подтверждали с помощью комплекса физико-механических испытаний в Московском авиационном институте и Политехническом институте ДВФУ.