Новый подход улучшит проектирование и ускорит производство качественных отечественных самолетов

20 июня 2024
84

Ученые из Центра Аэрокосмических Материалов и Технологий Передовой Инженерной Школы МАИ (Москва) предложили проект РЭК@МАИ по разработке деталей для самолетостроения, в основу которого лег новый фундаментальный подход — расчетно-экспериментальная корреляция. Новая методика позволит улучшить надежность расчетов за счет их регулярного и систематического сравнения с экспериментальными данными на всех этапах создания элементов самолетов. Этот подход особенно важен для деталей, которые будут создаваться не путем механообработки, то есть изготовления удалением материала, а за счет добавления материала в процессе 3D-печати. Процесс создания деталей и их качество будут постоянно контролироваться, а конструкторы в своих вычислениях смогут учитывать реальные значения прочности.

Схожий подход пытались внедрить в самолетостроении и в западных странах. Однако ограничения обмена данными между фирмами в силу коммерческой тайны часто не позволяли в полной мере учитывать особенности новых технологий: 3D печати и производства композитов. Внедрение нового подхода требовало радикальных изменений как в производстве, так и в системе проектирования, но крупные авиастроительные компании не готовы были делать требуемые капиталовложения. Сегодня в российском авиастроении сложилась ситуация, которая существенно отличается от западной. Значительные вызовы, стоящие перед нами, предоставляют возможность разработать и внедрить цифровые методы достоверного проектирования и производства. Насущная потребность в новом подходе к авиастроению дает ученым уникальный шанс развить его в ходе проекта РЭК@МАИ. «С помощью нового подхода мы планируем разработать и испытать прототипы частей шасси и двигателя, фрагментов крыла, а также небольшой макет электродвигателя. Работа над проектом началась в мае 2024 года, три ее начальных этапа будут завершены к концу 2026 года. Проект РЭК@МАИ призван открыть путь для внедрения новых аэрокосмических материалов и технологий в производство будущих самолетных систем», — рассказал Александр Корсунский, ведущий ученый проекта РЭК@МАИ и Центра аэрокосмических материалов и технологий, преподаватель Передовой Инженерной Школы МАИ и профессор Сколтеха.